Аннотация:
Реформистский иудаизм – относительно молодое течение, получившее распространение в России в последнюю четверть века и в настоящее время представляющее собой одну из попыток создания новой еврейской самоидентификации. Основываясь на собственном полевом материале, автор предлагает предварительные наблюдения и выводы, касающиеся этого течения.
Введение
В статье речь пойдет об относительно новом для России течении в иудаизме – реформистском иудаизме (иначе называемом прогрессивным иудаизмом). Он возник в Германии в начале XIX в. под непосредственным влиянием идей Просвещения вообще и еврейского Просвещения – Гаскалы – в особенности (включая идеи ее основоположника М. Мендельсона)[1].
На территорию Российской империи это течение стало проникать вскоре после своего зарождения, уже в 1840-е гг., но большого распространения реформистские общины не получили[2].
В СССР реформизм практически не существовал, но именно в конце советской эпохи, в поздние 1980-е гг. это течение стало возрождаться, или, если быть точным, создаваться заново. Так, в 1988 г. в Москве возникла сначала на частной квартире первая община прогрессивного иудаизма[3].
В 1990-е гг. именно этому течению предсказывали большое будущее на постсоветском пространстве. У таких предсказаний были объективные предпосылки. К ним надо отнести массовый отход советских евреев от иудаизма и шире – религии и религиозности, иными словами, далеко зашедшую секуляризацию еврейского населения бывшего СССР. К таким предпосылкам также относятся трудности соблюдения многих предписаний ортодоксального иудаизма в нееврейском окружении (вопросы соблюдения ритуальной чистоты, норм кашрута – диетарных законов в иудаизме и др.). Наконец, это все возрастающее число смешанных браков и их потомков, особенно так называемых негалахических евреев (Галаха – нормативное право в иудаизме, согласно которому еврейство признается по материнской линии)[4]. Последних среди потомков смешанных браков большинство, т.к. мужчины-евреи чаще вступают в смешанные браки, чем женщины-еврейки. Однако данные предсказания не оправдались, и для этого тоже были и остаются объективные и субъективные причины: отсутствие серьезной финансовой поддержки, организационные просчеты и глубокий консерватизм российского общества в целом и российского еврейства как его «сегмента» в частности. Так, многие люди еврейского происхождения (данные наших предыдущих исследований) негативно относились к женщинам-раввинам, отсутствию соблюдения даже основных норма иудаизма (обрезание, кашрут и др.). Поэтому к «организационным промахам», нанесшим реформистскому движению в России немалый вред, следует отнести «лесбийскую хупу» (хупа – свадебный балдахин; так нередко обозначают всю свадебную церемонию в иудаизме), которую совершила в Москве раввин Нелли Шульман[5]. Тем не менее, после массового оттока последователей реформизма это течение стало возрождаться, и оно не просто официально зарегистрировано[6], но реально существует в нескольких российских городах, преимущественно в Москве и Петербурге. В них делается попытка сконструировать «нового еврея», обладающего новой самоидентификацией. Об основных характеристиках этого «нового еврея» и пойдет речь в статье.
Источники и методы
Как и в прежних работах, при написании этой статьи автор применял комплексный подход – сочетание качественных и количественных методов, который представляется наиболее удачным и адекватным при изучении и анализе сложных поведенческих и мировоззренческих во- просов[1].
Основными источниками для этой работы послужили авторские полевые материалы 2013-2014 гг.: результаты включенного наблюдения в московской общине прогрессивного иудаизма «Ле-дор ва-дор» (иврит – из рода в род)[2]; тексты серии (22) глубинных интервью (использовался преимущественно метод Oral History – «устной истории») и нескольких экспертных интервью, а также данные анкетного опроса, проведенных в Москве и Петербурге в 2013-2014 гг. Также использованы результаты более ранних опросов, проведенных автором среди разных групп российского еврейства (2009-2012 гг.), и результаты, полученные другими исследователями, в последние годы обращавшимися к изучению российских евреев. В отдельных случаях привлекались также материалы различных Интернет-ресуров.
Немного статистики
Реформистские общины в Москве и Петербурге насчитывали, по сообщениям раввинов, в 2014 г. от 200 до 240 членов каждая. Кроме того, некоторые люди членами общины не являлись, но время от времени посещали ее, особенно по Субботам и праздникам, а также приходили на семинары и др. Поэтому генеральная совокупность нашей выборки составила 50 респондентов, что в данном случае вполне репрезентативно. 40% респондентов были мужчины, а 60% – женщины.
Как явствует из диаграммы 1, 12% опрошенных имели среднее и среднее специальное образование; 24% на момент опроса были студентами; 58% имели высшее образование; 4% – степени кандидатов и докторов наук.
Этот показатель, как и возрастная структура, резко отличают последователей реформизма как от российского еврейства в целом (в котором высока доля людей старших возрастных когорт), так и особенно от клиентов организаций, курируемых последователями ортодоксального иудаизма (в первую очередь хасидизма), в которых, как, например, в благотворительных организациях, очень много пенсионеров, получающих там бесплатные или дешевые услуги (продуктовые посылки, уход за пожилыми людьми и пр.)[3].
20% респондентов оценили уровень своего дохода как низкий и очень низкий; 62% – как средний; а 14% – как выше среднего и высокий.

Диаграмма 1
Таким образом, образовательный уровень реформистов очень высок, и выделяется даже на фоне в целом высокого уровня евреев по России.
Диаграмма 2 показывает, что 58% опрошенных на момент опроса имели постоянную работу, 10% – временную работу, 24%, как уже было сказано, учились в вузах, 2% были безработными и только 2% – пенсионерами.

Диаграмма 2. Уровень занятости
И в этом отношении реформисты, что выглядит вполне естественным, отличаются от клиентов организаций, находящихся в ведении ФЕОРа (Федерация Еврейских Общин России – религиозное объединение, включающее в себя общины хасидского движения «Хабад Любавич»). Более того, члены реформистской общины в Москве платят своего рода ежемесячный «членский взнос», который в 2014 г. составлял 400 руб.
Результаты наших более ранних опросов (см. таблицу 1) показывают, что в России большинство молодых людей еврейского происхождения предпочитают реформистский и консервативный иудаизм, в то время как респонденты более старших возрастных групп отдают предпочтение ортодоксальному иудаизму.
Таблица 1.
Какое течение для Вас наиболее привлекательно? | Возраст | ||||||
16-19 | 20-24 | 25-34 | 35-54 | 55-69 | 70 и более лет | Доля в выборке | |
Нет ответа | ,0 | ,0 | ,0 | 7,7 | 5,6 | 10,5 | 5,8 |
Ортодоксальный
иудаизм |
,0 | ,0 | 33,3 | ,0 | 27,8 | 15,9 | 15,8 |
Хасиды, Хабад Любавич | ,0 | 16,7 | ,0 | 7,7 | 5,6 | ,0 | 4,3 |
Консервативный
иудаизм |
25,0 | ,0 | 11,1 | 7,7 | 5,6 | 10,5 | 8,7 |
Реформистский иудаизм | 25,0 | 16,7 | 11,1 | 23,1 | 11,1 | 15,8 | 15,9 |
Мне все равно | ,0 | ,0 | 11,1 | 7,7 | 5,6 | ,0 | 4,3 |
Другой ответ | ,0 | 16,7 | ,0 | 7,7 | 16,7 | 10,5 | 10,1 |
Не знаю, чем они различаются; затрудняюсь ответить | 50,0 | 50,0 | 33,3 | 38,5 | 22,2 | 36,8 | 34,8 |
Нет ответа | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,7 | 5,6 | 10,5 | 5,8 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
О консервативном иудаизме мы скажем чуть позже. Пока же попро¬буем показать, почему люди выбирают реформизм.
Что именно нравится?
Что же людей привлекает в реформистском иудаизме? Из табли¬цы 2 видно, что респондентам реформизм нравится своей интеллектуальностью, а также, по их словам, меньшей «догматичностью» и «фанатизмом», чем ортодоксальный иудаизм (это в интервью информанты подчеркивали неоднократно). Евгения, 35 лет, образование высшее, замужем, трое детей (отец еврей), говорила (Москва, 2014): «Мы – думающие. Тут вообще интеллигентные люди собрались. Настоящие интеллектуалы есть. Поэтому они и думают, а не просто повинуются, как хабадники».
Таблица 2.
Почему именно реформизм представляется Вам наиболее привлекательным? (%)
Ваши еврейские корни | Почему реформизм кажется Вам наиболее привлекательным? | |||||
Наименее фанатичен, догматичен | Наиболее ин- теллек- туален | Нравится его философия | Наиболее честный | Нравится отношение к женщине | Доля в выборке | |
Полностью
еврей/ка |
20,0 | 16,7 | 14,3 | ,0 | ,0 | 14,3 |
На 3/4 еврей/ка | ,0 | 16,7 | 14,3 | ,0 | ,0 | 9,5 |
Наполовину еврей/ка по материнской линии | 20,0 | 33,3 | ,0 | ,0 | ,0 | 14,3 |
Наполовину еврей/ка по отцовской линии | 20,0 | 16,7 | 28,6 | 100,0 | 50,0 | 28,6 |
На 1/4 еврей/ка по материнской линии | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 50,0 | 4,8 |
На 1/4 еврей/ка по отцовской линии | ,0 | ,0 | 14,3 | ,0 | ,0 | 4,8 |
Еще более отдаленные еврейские корни | 20,0 | ,0 | 28,6 | ,0 | ,0 | 14,3 |
Другой ответ | 20,0 | 16,7 | ,0 | ,0 | ,0 | 9,5 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Так, Игорь, 26 лет, образование высшее, инженер, (желающий также продолжить образование в Институте Лео Бека), неженат (отец еврей, мать русская, живет в Челябинске) на вопрос о том, что привело его в реформистскую общину, ответил (Москва, 2013): «Трудно так сказать. Наверное, общение с раввином. Это возможность рассуждать. Потом, я играю на гитаре. Вообще занимаюсь музыкой, немного пою, мне предложили петь на Шаббатах. Мне нравится, что тут нет назидательности, нравоучений, что нужно думать и действовать».
В интервью часто звучал и такой мотив: реформизм более открыт для евреев по отцовской линии (как уже говорилось, это самая большая группа среди людей еврейского происхождения в России). Из приведенной выше таблицы видно, что их больше всего и среди реформистов: особенно если к евреям «по отцу» добавить «евреев по деду».
Немало информантов говорили, что реформизм более удобен в современной жизни. Так, Павел, 26 лет, образование высшее, архитектор (дед по материнской линии еврей), рассказывал (Москва, 2013): «Тут <в реформистской общине> мы соблюдаем все. Но без фанатизма, понимаете. Трудно ведь тут, в России кашрут соблюдать. Поэтому мы соблюдаем, но не полным кашрутом, Вы же видите. Мне вообще нравится kosher style, это гораздо удобнее».
Некоторым нравится его философия, изучению которой в общине уделяется немалое внимание. Игорь, 28 лет, образование высшее, менеджер, неженат (дед по материнской линии еврей), рассказывал о своем опыте так (Москва, 2014): «Да. Я еще со школьных лет увлекался философией, сначала был стандарт: Ларошфуко, Ницше и т.д., Франция, Германия, потом пошло глубже, потом постмодерн, философия Средневековья. Полный курс философии, потом еще раз я его прогнал, потом еще глубже – теория критики и т.д. У евреев это немного иначе, и это меня заинтересовало, тем более, у меня еврейские корни. Чтобы собрать какую-то картину мира, мне это просто понадобилось. С течением времени начинаешь понимать, что. евреев сама вера, атрибуты и жизненная позиция. Поэтому я здесь, в реформизме. Почему выбрал реформизм? С моей точки зрения, это самая либеральная ветвь и доступная лично для меня».
Многие говорили, что их очень привлекает обстановка в общине. Например, Дарья, 26 лет, филолог, имеет, по ее словам, отдаленные еврейские корни по отцовской линии, отмечала (Москва, 2014): «Мне было интересно, какие есть течения, но я в них не особо разбиралась, я уже здесь <в реформистской общине> начала в них разбираться. Так что к реформистам я не стремилась, наверное, так удачно попала, что мне здесь комфортно, отношение к иудаизму такое, ну, думают тут люди, обсуждают разные вопросы, а не просто сидят и слушают».
Некоторые особенно подчеркивают, что им в реформистском иудаизме нравится отношение к женщинам, которые в синагоге сидят в молитвенном зале вместе с мужчинами, могут носить молитвенное покрывало (талит, или талес), кипу (маленькую шапочку, которую у ортодоксальных евреев, как и талит, носят только мужчины). Женщины изучают священные тексты, их вызывают к чтению Торы, они имеют право нести ее свитки и пр. Ольга М., 28 лет, еврейка на четверть по материнской линии, незамужем, врач, говорила (Москва, 2014): «Мне особенно нравится, что тут я человек. Меня вызывают к Торе, я могу носить талит, кипу, сидеть вместе с мужчинами» (Москва, 2013).
Таким образом, реформисты неоднократно подчеркивали, что они – своего рода интеллектуальная элита, люди думающие, которые стремятся обсуждать различные вероучительные и обрядовые вопросы, а не просто слушать раввина и подчиняться ему.
Особенности реформизма в России
Реформистский иудаизм в разных странах, естественно, имеет свои особенности в вероучительной и обрядовой практике. В России – и это неоднократно подчеркивалось раввинами – реформизм имеет гораздо более консервативный характер, чем за рубежом, особенно в США. Для примера: многие реформистские общины за рубежом упразднили обряд обрезания как устаревший и даже варварский; в ряде мест не отмечают праздник Пурим как сомнительный с морально-этической точки зрения. Однако в России раввины требуют от мужчин, желающих стать членами общины, пройти обряд обрезания, а Пурим остается широко отмечаемым и любимым праздником.
Так, рав Александр говорил (Москва, 2014): «По сравнению с американцами, по крайней мере, с общиной, мы более консервативны в силу менталитета, в силу российского менталитета. Мы живем в очень консервативном обществе. Соответственно у нас странность вот такая, сторона обрядовая, в том числе галахическая, она больше, несмотря на то что мы признаемся реформистами и в то же время, например, консерваторы по обрезанию. Равинский совет так постановил. Вот для России подходят больше консервативное отношение к этому.
Поэтому, если человек собрался делать гиюр <обряд перехода в иудаизм>: мужчина или мальчик, он обязательно пройдет обрезание. Без этого не принимают гиюра. Он может сколько угодно ходить, учиться, все мы ему дадим. Мы ему дадим широкую возможность участвовать в еврейской жизни. Но у него проблемы будут при хупе <бракосочетании>. Мы его все равно будем просить сделать обрезание. Не все с этим согласны».
Приверженность более консервативным воззрениям и практикам объясняет, почему люди еврейского происхождения в России (как мы видели в таблице 1) предпочитают не только реформистский, но и консервативный иудаизм (в нашей стране это довольно виртуальное течение): они просто путают оба направления.
Довольно естественно, что в реформистской общине, претендующей на звание интеллектуальной элиты, немалое внимание уделяется и светским еврейским символам и ценностям. В их число, безусловно, входят Государство Израиль и память о Холокосте, по истории которых членам общины читают лекции: во время семейных выездных семинаров, семинаров для будущих руководителей и рядовых членов общины.
В этом отношении реформистский иудаизм в России, на первый взгляд, напоминает российский же вариант гражданской/светской религии, в данном случае «светского иудаизма». Само понятие «гражданская религия» встречается еще в «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо, но именно во второй половине ХХ в. оно получило широкое распространение в социологии и антропологии религии. Под ним стали понимать своего рода устойчивый «набор» религиозных и светских символов и ценностей, высоко ценимых в данном сообществе[1]. Отмечалось также, что это по существу светское мировоззрение, своего рода паллиатив обычной религии. За рубежом, особенно в США, где существует самая крупная еврейская диаспорная община, выработан и своеобразный «светский иудаизм» – ряд почитаемых ее членами ценностей, обрядов и ритуалов (Тора, Суббота, Холокост, Государство Израиль и некоторые другие). В России в последние два десятилетия в рамках различных светских еврейских организаций также создается российский вариант «светского иудаизма», отличительными чертами которого стали почтительное отношение к Субботе и некоторым еврейским праздникам, «частичный кашрут», Государство Израиль и некоторые другие символы[2].
Однако, в отличие от «светского иудаизма», иудаизм реформистский – не квазирелигия, не разновидность светского мировоззрения. Последователи не просто верят в Бога (практически все опрошенные ответили на этот вопрос утвердительно), но предпочли иудаизм. Они более или менее последовательно выполняют его основные предписания: обрезание, посещение синагоги, соблюдение Субботы, основных предписаний кашрута и др. (хотя в ряде случаев в «щадящей» форме).
Заключение
Большинство последователей реформистского иудаизма – люди молодые, почти все члены общины родились после войны, и никто не воспитывался в традиционной еврейской среде, где сохранялись бы (хотя бы в остаточной форме) элементы традиционной восточноевропейской еврейской (восточноашкеназской) культуры, основанной на иудаизме и языке идиш. Выбор иудаизма вообще и его реформистского направления в частности – это результат свободного выбора, своего рода религиозный эксперимент, попытка построить новую еврейскую самоидентификацию. Она отличается как от советской еврейской самоидентификации, базировавшейся прежде всего на этническом принципе (происхождение, «кровь») и антисемитизме, так и от досоветской, фундаментом которой были ортодоксальный иудаизм и основания на нем и «говорящая» на идиш традиционная восточноевропейская культура. Реформистский проект в России сосуществует с несколькими другими – религиозными и светскими, институционально оформленными или неформальными (ортодоксальный иудаизм, светская еврейская идентичность, даже христианская еврейская самоидентификация и др.). Он занимает свою «нишу», предлагая своим последователям модернизированный вариант иудаизма.
Список литературы
1. Козлов С.Я. Московские евреи в конце ХХ – начале XXI в.: от де- этнизации к реэтнизации (реалии, проблемы, перспективы), 2010 (рукопись).
2. Котляр Г. От религиозных реформ к сионизму. Реформа в иудаизме в Польше и Российской империи XIX-го – начала XX-го веков [Элек¬тронный ресурс]. Режим доступа: http://berkovich-zametki.com/2007/ Starina/Nomer5/Kotljar1.htm.
3. Носенко Е. «Быть или чувствовать?» Основные аспекты еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков в современной России. М.: ИВ РАН-Крафт+, 2004.
4. Носенко Е. Иудаизм, христианство или «светская религия»? Выбор современных Российских евреев // Диаспоры / Diasporas. 2009. № 2. С. 6-40.
5. Носенко-Штейн Е. «Светский иудаизм» в России: изобретенная ре¬альность? // Научные труды по иудаике. Материалы XVII Междуна¬родной конференции по иудаике. Т. 1. М., 2010.
6. Носенко-Штейн Е.Э. «Передайте об этом детям вашим, а их дети следующему роду». Культурная память у российских евреев в наши дни. М.: МБА, 2013.
7. Тарнополь И. Опыт современной и осмотрительной реформы в обла¬сти иудаизма. Размышления о внутреннем и внешнем быте русских евреев 1868 // Альманах «Мория», 2005. [Электронный ресурс]. Ре¬жим доступа: http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah_04/01_10.htm.
8. Ципперштейн С. Евреи Одессы. История культуры. 1794-1881. М. – Иерусалим, 1995.
9. Bellah R.N. Civil Religion in America // Deadalus. 1967. Winter.
10. Liebman Ch.S., Don Yehiya F. Civil Religion in Israel: Traditional Judaism and Political Culture in the Jewish State. Berkeley: University of California Press, 1983.