Еврейские СМИ и еврейская память в современной России // Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике

Скачать PDF

Роль СМИ во многих сферах современной общественной жизни переоценить трудно. Вполне естественно, что средства массовой ком­муникации широко используются властными структурами, а также по­литическими и интеллектуальными элитами с разными целями, в том числе для конструирования нужной исторической памяти и желатель­ной идентичности. Еврейские СМИ в России не являются исключе­ниями. Когда я говорю о «еврейских СМИ», я имею в виду газеты и журналы, а также электронные ресурсы, издаваемые / размещаемые в Сети в России и на русском языке и рассчитанные на отечественную еврейскую аудиторию. Иными словами, их можно обозначить как рус­ско-еврейские СМИ. Соответственно, в этой статье я не рассматриваю израильские газеты и журналы — в том числе довольно популярные и среди российских евреев (скажем, израильский литературный жур­нал «22»), а также русскоязычные израильские сайты (тем более что о последних есть ряд отличных работ)1.

Цель моего сообщения: проследить на конкретных примерах, како­ва роль русско-еврейских СМИ в формировании и / или сохранении еврейской идентичности, а также культурной памяти. Для анализа я выбрала единственную на сегодняшний день массовую газету «Еврей­ское слово», журналы «Лехаим» и «Букник», а также их электронные версии. Из электронных СМИ я выбрала Интернет-ресурсы Агентства еврейских новостей (www.aen.ru) и сервис www.jewish.ru. Имеются многочисленные обзоры, посвященные русскоязычной еврейской прес­се ХХ в.; в некоторых даются также аннотации на основные издания2. Кроме того, источниками мне послужили результаты опросов, которые я проводила в 2007-2010 гг. в Москве, Краснодаре, Смоленске, Пензе и Великом Новгороде. В качестве дополнительных источников я ис­пользовала тексты глубинных интервью (которых в общей сложности набралось более 270) и несколько интервью экспертных.

Следует иметь в виду, что любые СМИ рассчитаны на определен­ную возрастную и социокультурную аудиторию. Но, если многие со­циологи при написании своих работ учитывают возрастные показате- ли3, то такие важные факторы, как степень «смешанности» опрошен­ных и уровень их вовлеченности в еврейскую жизнь обычно не при­нимают во внимание. Между тем — и это вполне естественно: люди, «еврейски мотивированные» и потому часто посещающие еврейские общинные, молодежные, культурные и иные мероприятия и клубы, чаще обращаются к еврейским же СМИ. При этом, как мне не раз го­ворили в библиотеках еврейских общин, газеты и журналы берут поч­ти исключительно пожилые люди — основная клиентура еврейских общинных центров, особенно в средних и небольших городах (см. данные Табл. 1). Это — люди уходящей книжной культуры; кроме то­го, в общинных библиотеках они имеют возможность брать эти газеты и журналы бесплатно. Обычно, по словам библиотекарей, «берут все, что есть».

Галина А., библиотекарь Еврейского культурно-общинного центра (Пенза, 2007), рассказывала:

«Ну, Вы же видите — ходят в основном пожилые, они сюда при­ходят за чем-то и заодно — к нам. Берут все: газеты, журналы, кни­ги иногда. Обидно — знаете, я ведь выставку сделала о Шолом- Алейхеме, хотела лекцию им сделать. — А молодежь? — А моло­дежь сюда вообще не заходит, им это не интересно. У них свое, они у себя на третьем этаже сидят, а к нам вообще не заходят».

Рива Б., библиотекарь в Еврейском общинном центре (Великий Новгород, 2007) говорила примерно о том же:

«Да сюда мало кто заходит. <...> Ну, иногда старички наши, ко­гда в «Хэсед» приходят, но сюда заходят не всегда. — Что чаще бе­рут? — Что берут? А все подряд, что есть, то и берут».

На момент моего посещения чаще всего в библиотеках имелось «Еврейское слово», реже — «Еврейские новости», еще реже — «Меж­дународная еврейская газета» (обе газеты в то время еще выходили). Из журналов, как правило, лежали «Лехаим» (за исключением общин, находившихся тогда под юрисдикцией КЕРООРа), нечасто — «Корни», еще реже «Алеф», «22» и «Букник». В некоторых общинах имелись также местные бюллетени и малотиражные газеты.

Безусловно, при анализе популярности еврейских СМИ следует учитывать и происхождение информантов, так как люди смешанного происхождения — евреи наполовину и на четверть и — в еще большей степени — с более отдаленными еврейскими корнями, как правило, растут (росли) в нееврейской культурной среде. Обычно они менее активно участвуют в еврейской жизни и, соответственно, намного ре­же читают еврейские СМИ. Этот фактор тем более значим, что доля потомков смешанных браков в еврейской среде превышает 50%, а сре­ди людей моложе 50 лет она еще выше и возрастает в более молодых возрастных когортах.

Как мы видели из уже упоминавшейся Табл. 1, молодежь очень редко читает еврейские газеты и журналы. Их основные потребите­ли — люди старше 55 лет. Примерно та же картина с радиопрограм­мами (Табл. 2); при этом информанты говорили, что если и слушают какие-либо радиопередачи, касающиеся еврейской проблематики, то это обычно «Голос Израиля» на русском языке. Впрочем, специальных передач, посвященных еврейской истории, культуре и пр. на россий­ском радио немного. Из Табл. 3 явствует, что тенденция с просмотром соответствующих программ и фильмов на ТВ примерно такая же. Справедливости ради надо заметить, что на российском телевидении передачи на «еврейские темы» тоже достаточно редки. Из фильмов же (которые обычно также смотрят по телевизору или в Интернете) лиди­ровали «Список Шиндлера», «Пианист» и «Папа».

А вот сайты в Интернете часто посещают, как мы видим, не только молодые люди, но и люди в возрасте (35-54 года), которые делают это чаше всех (более 36% — см. Табл. 4). Результат тем более интересен, что именно эта возрастная группа наименее «задействована» в еврей­ских организациях: в силу занятости на работе и в семье, а также в результате почти полного отсутствия программ, предлагаемых им ев­рейскими организациями в расчете на эту возрастную категорию. По­жилые люди, что вполне ожидаемо, чаще других отвечали на вопрос о посещении Интернет-ресурсов: «никогда» (более 35%).

Рассмотрим другой фактор популярности русско-еврейских СМИ: еврейские корни информантов. Как показывают данные Табл. 5, часто читают еврейские газеты и журналы люди, рожденные в моноэтниче­ских браках — 63,6% респондентов. Это как раз и есть в большинстве своем люди за 504.

Из Табл. 6 и 7 видно, что та же тенденция в целом наблюдается и по отношению к еврейским передачам на радио и телевидении.

А вот еврейские сайты часто посещают люди смешанного проис­хождения (Табл. 8), т. е. молодежь и люди среднего возраста.

Сами опрошенные давали разную оценку еврейским газетам и журналам. Что касается молодых людей, то, как я уже отмечала, по словам библиотекарей, они крайне редко берут такие газеты и журна­лы, а также книги на еврейские темы. Это связано не только со смеще­нием интереса молодежной аудитории в сферу электронных СМИ, но и с тем, что еврейские газеты и журналы для них не представляют большого интереса, особенно местные издания5.

Люди среднего возраста меньше всего «охвачены» активностью ев­рейских организаций, они мало читают еврейские газеты и журналы. Нередко информанты даже не знают об их существовании. Довольно характерна реплика Ирины Н., 49 лет, библиотекаря в медицинском ВУЗе (Москва, 1999), ответившей вопросом на вопрос, читает ли она еврейские газеты и журналы: «А такие есть?».

Леонид О., 47 лет, преподаватель математики (Москва, 2008) был не столь категоричен, но и он мало знает о еврейских газетах и журналах:

«Совсем не читаю. Даже не знаю, где они есть и что в них. Как- то жена купила в киоске какую-то еврейскую газету, ну, посмотрел. Ну, не мое это — про раввинов, синагогу там построили, про анти­семитизм опять».

Теперь попробую кратко проанализировать бумажную и электрон­ную версию журнала «Лехаим» (www.lechaim.ru). Он претерпел значи­тельные изменения в 2007 г. В 1999-2006 гг. структура журнала была такова:

1. Послание Любавичского ребе; 2. Наедине с Торой; 3. Взгляд с пристрастием (обычно это были публицистические статьи — на­пример, материал Л. Радзиховского); 4. Мой прошлый век (мате­риалы по еврейской истории); 5. Воспоминания и размышления;

6. «Павел Савлович» (статьи и заметки, посвященные иудео-хри­стианским отношениям); 7. Завеса истории (также материалы по истории); 8. Оживающие слова (литературные тексты); 9. Лицом к лицу; 10. Не забудь; 11. Архив; 12. Летопись диаспоры; 13. Литера­тура Израиля; 14. Родителям и детям; 15.Книгоноша, а также ряд др. более мелких рубрик.

В настоящее время характер подачи материала в журнале иной, в нем имеется ряд постоянных и появляющихся время от времени руб­рик. Рубрики и разделы могут несколько менять свои названия и «на­полнение».

С 2007 г. и по настоящее время структура журнала «Лехаим» вы­глядит примерно следующим образом:

1. Дом учения. В этой рубрике имеются подрубрики: Слово раввина (например, материал под названием «Книга Эстер» за ян­варь 2013, статья «В честь чего был установлен праздник Ханука», за декабрь 2012) и т.п.;

2. На полях Талмуда. В этой рубрике также нередки подрубри- ки, например: Актуальная Галаха, Каббала и хасидизм и некоторые др., (Примерами публикаций в них могут служить статьи М. Векс­лера «Реалии Всемирного потопа», октябрь 2009 г.; «Кто и когда написал книгу Зоар» за декабрь 2008 г.).

3. Университет (примеры публикаций в этой рубрике: «На­стоящий хабадник» за январь 2013 г.; статья М. Липкина «Еврей­ские музеи мира», декабрь 2012 г.; публикация С. Амосовой и М. Каспиной «Еврейский похоронный обряд», март 2012 г.; мате­риал З. Копельман «О гендерных метаморфозах в ивритской лите­ратуре», ноябрь 2011 г.; статья Д. Роскиса «Муж молитвы Нахман Брацлавский», май 2009 г.; статья А. Гаркави «Рабби Йеуда Гале­ви» за декабрь 2007 г.).

4. Перекресток. Для этой рубрики в качестве примеров можно привести публикации: «Хасидские корни советского шансона» (ян­варь 2013 г.); интервью с Е. Сатановским (декабрь 2012 г.); матери­ал М. Ганапольского «Зло как товар» (октябрь 2009 г.); серия ста­тей Л. Радзиховского «Еврейское счастье (2008-2009 гг.).

5. Из постоянных можно выделить также рубрику «Библиоте­ка», которая содержит публикации литературных произведений и литературный же архив (например, переписку Шолом-Алейхма — январь 2013г; переводы современной израильской литературы, в их числе: Ури Урбаха «Жили-были мудрецы» — ноябрь 2011 г.; рас­сказ Амоса Оза «Король Норвегии» — декабрь 2010 г.; переводы Ш. Агнона «Рассказы о Баал-Шем Тове» — май 2009 г. и др.).

На страницах журнала можно также часто видеть рубрики:

Pro et contra (Дискуссии). Содержит разнообразные дискуссион­ные материалы.

Книгоноша. В ней печатаются рецензии на книги, обзоры жур­налов,

Аллея славы. Обычно содержит некрологи, например на — кон­чину С.Фарады «Клоун-аристократ» (октябрь 2009 г.); нередко нек­рологи и статьи-воспоминания публикуются под «шапкой» кадиш: например, материал М. Вайскопфа «Михаил Генделев» (май 2009 г.).

Книжные новинки. В этой рубрике печатаются краткие аннота­ции на недавно вышедшие книги.

Парк культуры (или Парк отдыха). Здесь можно найти неболь­шие заметки о спорте, еврейской кухне («кошерное меню»), иногда тут же помещены некрологи.

По сравнению с периодом 1999-2006 гг. журнал «Лехаим» сильно похорошел. В нем не просто появились новые рубрики, интересные материалы и сильные авторы, он превратился из своего рода «Вестни­ка Хабада» в литературно-художественный журнал (хотя он деклари­рует себя как литературно-публицистическое издание), где, естествен­но, присутствуют материалы, содержащие хасидское понимание иуда­изма и хасидское видение многих проблем. У журнала также есть страница на Facebook (Рис. 1).

Аудитория журнала: еврейски заинтересованная интеллигенция и интеллектуалы среднего и старшего возраста.

Иначе построен сайт (и бумажная версия) «Букника» (www.booknik. ru). У него, как видно (Рис. 2), существует несколько приложений:

Онлайн Тора (в ней выложен текст Торы на иврите и перевод на русский язык); Букник младший (приложение предназначено для се­мейного чтения); Эшколот (Рис. 3): образовательный проект, который включает тексты лекций, семинары, электронную библиотеку, блоги; Эшколь (приложение посвящено израильской и шире — современной еврейской культуре, включая разнообразные дискуссии и форумы); Книжники (здесь размещены аннотации на книжные новинки, катало­ги, рекомендации, где купить книги и т.п.).

«Основной» же «Букник» представлен рубриками: рецензии, ста­тьи, интервью, видео, интерактив, авторы, библиотеки. Сайт сделан высоко профессионально: красочно и удобно, с удачными гиперссыл­ками. На нем есть возможность «поделиться» с Facebook, «Живым Журналом» и другими социальными сетями, т.е. осуществляется вы­ход на гораздо более широкую, в том числе нееврейскую, аудиторию. (Эта возможность имеется и на сайте журнала «Лехаим», однако она не так удобно расположена.) В результате в январе 2013 г. в соцсетях материалы «Букника» читали более 134 000 пользователей. Конечно, надо принимать во внимание, что одни и те же люди читают те или иные материалы в разных социальных сетях под различными никами; к тому же многие, скорее всего, эти материалы просматривают или просто заходят на сайт). Но в целом аудитория «Букника» довольно широкая: еврейски мотивированная молодежь и люди среднего возрас­та.

Другому читателю адресована газета «Еврейское слово» (www.e- slovo.ru): единственная массовая выжившая газета такого рода. В ней, начиная с 2004 г., имеется ряд постоянных рубрик:

1. Первая полоса (это не название рубрики, а первая полоса га­зеты) — здесь публикуются заявления общинных и религиозных лидеров, а также важные новости (например: статья о выборах в Израиле от 29.01.13; статья о землетрясении в Японии от 1-7.03.11; материал о помощи со стороны России и Израиля; статья об откры­тии мемориала «Бабий Яр» в номере от 4-10.10.11; заметка «От­крытие нового Бейт Хабада — о новом центре в Хамовниках»,16- 22.12.2008; статья «Еврейская община помогает пенсионерам, ли­шенным льгот», 19-25.01.2005). Как правило, это редакционные статьи, нередко они неподписные.

2. Беседа — в этой рубрике печатается цикл бесед с ребе Мена- хемом Мендом Шнеерсоном (Рис. 4).

3. Колонка обозревателя. В настоящее время в ней появляются комментарии и размышления Б. Соколова, Д. Маркиша и Л. Радзи- ховского. До 2004 г. (включительно) в этой рубрике регулярно публиковались комментарии Д. Прокофьева.

4. Память. Здесь можно видеть материалы об интересных лю­дях и судьбах (например, серия публикаций П. Поляна о Холоко­сте, «увиденном» сквозь призму жизни конкретных людей).

5. Взгляд частного человека. В этой рубрике обычно публику­ются размышления А. Наймана об интересных личностях, отноше­нии к советскому прошлому и пр.

6. Мир. Эта рубрика посвящена международным событиям (на­пример, материал М. Дорфмана «Американская делегация на Все­мирном сионистском конгрессе» от 15-21.03.2006).

7. Содружество. Тут часто освещаются события в странах СНГ (например: Заявление деятелей еврейской культуры о преследова­нии грузин в России, от 8-14.11.2006).

8. Наука. Как явствует из названия рубрики, она посвящена на­учным новостям (примером могут служить статьи И. Фадеевой, в том числе ее публикация «Евреи Египта» от 1-7.03.12).

9. Культура. Эта рубрика содержит статьи и заметки о литера­туре и искусстве (например: «Гетто как предчувствие» (размышле­ния о книге И. Башевиса-Зингера «Мессия») от 14-20.11.2007; «Летняя одиссея театра «Шалом»» (материал, посвященный гаст­ролям театра) от 31.08-06.09.2005).

10. Штрихи к портрету. Тут печатаются интервью и биогра­фии (например, интервью с В. Гафтом от 1-7.01.2011; статья Е. Бер­ковича «Бей в барабан, не бойся беды» о судьбе Марии фон Маль- цан от 28.04-4.03.2008).

11. Взгляд. В этом разделе можно прочитать заметки и размыш­ления по различным поводам (например, материал С. Резника «Солженицинская трагедия» от 19-25.11.2003).

В газете также публикуются комментарии, есть гостевая книга и архив номеров. Ее целевая аудитория: люди пожилого и среднего воз­раста, в том числе в небольших городах, где ее получают чаще других изданий.

Для анализа интернет-ресурсов я, как уже говорилось, выбрала сай­ты общего характера: www.jewish.ru и www.aen.ru. Хотя оба ресурса созданы и поддерживаются ФЕОРом, но рассчитаны они все же на до­вольно широкую пользовательскую аудиторию. В этой статье я не рас­сматриваю сайты, явно рассчитанные на определенную часть еврейской аудитории. Это относится и к религиозным сайтам вроде сайта www. chabad.org, сайта Общины Прогрессивного иудаизма www.ledorvador.ru. Я также здесь не изучаю сайты светских еврейских организаций: об­щинных, культурных, научных и пр., таких как ресурсы Российского Еврейского Конгресса, Евро-Азиатского Еврейского Конгресса, Еврей­ского культурного Центра в Москве, Центра «Сэфер», Центра библеи- стики и иудаики в РГГУ и т.п., поскольку они представляют интерес для вполне определенных «сегментов» российского еврейства. Тем более я не обращалась к специфическим интернет-ресурсам вроде ев­рейских сайтов знакомств, так как они рассчитаны на еще более «целе- 6

вую» аудиторию .

Сайт, или, точнее, как обозначено на главной странице самого ре­сурса, «глобальный еврейский online центр», www.jewish.ru (Рис. 5) имеет следующую структуру:

1. Новости; 2. Тема дня (в ней есть подрубрики: а. В мире, б. Россия и СНГ, в. Израиль); 3. История (в этом разделе имеются подрубрики: а. История антисемитизма, б. История Израиля и др.);

1. Культура (со следующими подрубриками: а. Кино и театр; б. Ис­кусство, в. События и др.); 5. Израиль (в этой рубрике можно ви­деть подрубрики: а. Горячие следы; б. Будни; снова в. История Из­раиля и др.); 6. Традиция (с подрубриками: а. Классика иудаизма;

б. Тора и комментарии; в. Талмуд и др.); 7. Колумнистика (в этом разделе помещаются комментарии о разных событиях, например, Юлии Меламед о последнем интервью с Березовским от 16.04.2013);

8. Еврейская кухня (тут есть интересные подразделы: а. Традици­онная; б. Праздничная, в которой также дается информация о блю­дах для отдельным праздников и субботняя кухня); 9. Календарь (тут есть подрубрика Конвертация (перевод дат — из григориан­ского календаря в еврейский и обратно)); 10. Виджеты свечи — с этого приложения можно установить время зажигания субботних свечей в любом городе; 11. Юмор (анекдоты); 12. Стиль жизни (подрубрики: а. Спорт; б. Наука и техника; в. Музыка и др.).

Иными словами, на сайте некоторые разделы и рубрики пересека­ются или даже в определенной мере повторяются (например, те из них где говорится об истории Израиля или искусстве). К недостаткам по­строения сайта можно отнести не очень удобную навигацию. Этот ре­сурс рассчитан в первую очередь на соблюдающую еврейские тради­ции аудиторию (хотя бы и в ограниченном объеме). Но его материалы, безусловно, могут представлять интерес и для более широкой аудито­рии. На середину апреля 2013 г. указывалось, что сайт посещало 197 000 пользователей, чему способствует возможность «твитнуть», «поделиться» с разными социальными сетями и обсудить тот или иной материал в Facebook (комментарии к обсуждаемому материалу можно видеть сразу на сайте).

Сайт Агентства Еврейских Новостей построен, скорее, именно как новостной ресурс. Его структура выглядит следующим образом: 1. Глав­ная (т.е., главная страница, где помещаются: а. Репортаж дня (Рис. 6);

б. Важнейшие новости; в. Лента новостей. На ней же имеются опции: Выбор редактора недели и Выбор читателя, последняя опция; таким образом, возможно отслеживать наиболее популярные материалы;

2. Община и традиция (в этом разделе содержится мониторинг общин­ной жизни); 3. Антисемитизм (тут помещается мониторинг проявле­ний антисемитизма в России); 4. Культура и спорт; 5. Наука и образо­вание; 6. Очерки (в этом разделе размещены разнообразные заметки);

7. Друзья и партнеры АЕН (логотипы различных организаций, под­держивающих сайт); 8. Об Агентстве (тут можно найти контактную информацию о создателях сайта, а также лицензию веб-ресурса);

9. Правовая поддержка (очень интересный раздел, содержащий инфор­мацию об оказании юридической помощи); 10. Фотогалерея АЕН (в этой рубрике выложены фотографии различных событий и извест­ных общинных и религиозных деятелей).

Опции «поделиться» или «послать», «твитнуть» отсутствуют. Есть возможность поиска, но в целом обратная связь хуже, чем на www.jewish.ru. В целом сайт выполняет задачу именно новостного ре­сурса, т.е. знакомит пользователей с основными новостями еврейской жизни, в то время как глобальный онлайн-центр больше выполняет функции форума.

* * *

Подводя итог, можно сделать в целом не слишком утешительный вывод: несмотря на наличие ряда удачных проектов, русско-еврейские СМИ востребованы довольно ограниченной аудиторией. Из Табл. 9 видно, что респонденты ставят на первое место в формировании соб­ственной еврейской самоидентификации чтение литературы, т.е. ког­нитивный фактор. Это неудивительно, так как большинство опрошен­ных — потомки смешанных браков, а многие исследователи указыва­ют, что для них в таких ситуациях особенно значим именно когнитив­ный фактор — чтение книг, справочников и т.п.7 Но СМИ, особенно бумажные, как мы уже видели, не являются тем ресурсом, откуда большинство российских евреев черпает информацию. Создается впе­чатление, что резервы вовлечения новых подписчиков и посетителей в значительной мере исчерпаны и вряд ли будут серьезно расти в буду­щем. Значительная монополия ФЕОРа на издание и поддержку русско- еврейских СМИ тоже вряд ли способствует росту интереса к еврей­ским газетам и журналам. Так, исчезновение газеты «Еврейские ново­сти» и «Международной еврейской газеты» — что бы ни говорили и ни писали о качестве этих изданий, но они все же составляли некую конкуренцию и занимали свои читательские «ниши». Теперь все чита­тельские и пользовательские ниши заполнены ФЕОРовскими издания­ми, в том числе в Интернете. Это привело к тому, что читатели не имеют доступа к альтернативным точкам зрения. То же самое в значи­тельной мере справедливо и в отношении электронных ресурсов. Все это тоже не повышает популярность русско-еврейских СМИ. Ситуация усугубляется своего рода цензурой и самоцензурой, не позволяющей авторам касаться многих актуальных и непростых тем. До сих пор ос­тается справедливым высказывание А. Эпштейна и Г. Меламедова, сделанное несколько лет назад: «При всех положительных сторонах «еврейского ренессанса» в России в последние пятнадцать лет, нельзя не обратить внимания на то, что целый ряд острых и злободневных для еврейской жизни тем до сих пор не получил адекватного отраже­ния на страницах многочисленных общинных газет и журналов»8.

Если в этой области не будут найдены новые подходы и не появятся новые точки зрения, то роль еврейских СМИ в создании позитивной еврейской идентичности и сохранении культурной памяти останется незначительной.

Таблица 1
Насколько часто вы читаете еврейские газеты, журналы? %

Возраст Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
16-19 3,0 10,5 38,5 5,8
20-24 21,1 15,4 25,0 8,7 8,7
25-34 6,1 21,1 7,7 50,0 13,0
35-54 9,1 15,8 23,1 25,0 18,8
55-69 42,4 15,8 7,7 26,1
70 и более лет 39,4 15,8 7,7 27,5
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Таблица 2

Насколько часто Вы слушаете еврейские радиопрограммы? %

Возраст Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
16-19 13,3 26,7 5,8
20-24 6,7 11,1 8,7
25-34 20,0 6,7 11,1 13,0
35-54 20,0 13,3 22,2 18,8
55-69 60,0 33,3 24,4 26,1
70 и более лет 100,0 26,7 4,4 27,5

 

Таблица 3

Насколько часто вы смотрите фильмы, телепередачи, посвященные евреям? %

Возраст Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
16-19 6,7 5,6 6,7 5,8
20-24 5,6 26,7 8,7
25-34 13,3 19,4 13,0
35-54 20,0 13,9 26,7 33,3 18,8
55-69 26,7 30,6 13,3 33,3 26,1
70 и более лет 33,3 25,0 26,7 26,7 27,5
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 4
Насколько часто вы посещаете еврейские сайты в Интернете? %

Возраст Часто Редко Никогда Нет ответа
16-19 18,2 4,4
20-24 9,1 12,5 8,9
25-34 18,2 37,5 6,7 20,0
35-54 36,4 12,5 15,6 20,0
55-69 9,1 25,0 28,9 40,0
70 и более лет 9,1 12,5 35,6 20,0
Всего 100,0 100,0 100,0

Таблица 5
Насколько часто вы читаете еврейские газеты, журналы? %

Ваши еврейские корни Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
Я полностью еврей(ка) 63,6 26,3 23,1 50,0 44,9
Я на 3/4 еврей(ка) 3,0 7,7 2,9
Я наполовину еврей(ка) по материнской линии 18,2 10,5 23,1 25,0 17,4
Я наполовину еврей(ка) по отцовской линии 9,1 26,3 30,8 25,0 18,8
Я на четверть еврей(ка) по линии каждого из родителей 10,5 2,9
Я на четверть еврей(ка) по линии одного из родителей 26,3 7,7 8,7
У меня еще более отдален­ные еврейские корни 6,1 7,7 4,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 6
Насколько часто вы слушаете еврейские радиопрограммы? %

Ваши еврейские корни Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
Я полностью еврей(ка) 100,0 53,3 ,0 40,0 44,9
Я на 3/4 еврей(ка) 6,7 2,2 2,9
Я наполовину еврей(ка) по материнской линии 6,7 20,0 40,0 17,4
Я наполовину еврей(ка) по отцовской линии 26,7 20,0 18,8
Я на четверть еврей(ка) по линии одного из родителей 13,3 8,7 8,7
У меня еще более отдаленные еврейские корни 6,7 4,4 4,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 7
Насколько часто вы смотрите фильмы, телепередачи, посвященные евреям? %

Ваши еврейские корни Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
Я полностью еврей(ка) 53,3 44,4 66,7 44,9
Я на 3/4 еврей(ка) 2,8 6,7 2,9
Я наполовину еврей(ка) по материнской линии 26,7 13,9 20,0 17,4
Я наполовину еврей(ка) по отцовской линии 6,7 19,4 26,7 33,3 18,8
Я на четверть еврей(ка) по линии каждого из родителей 5,6 33,3 2,9
Я на четверть еврей(ка) по линии одного из родителей 13,3 8,3 6,7 8,7
У меня еще более отдаленные еврейские корни 5,6 6,7 4,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 8
Насколько часто вы посещаете еврейские сайты в Интернете? (%)

Ваши еврейские корни Часто Редко Никогда Нет ответа Доля в выборке
Я полностью еврей(ка) 18,2 12,5 55,6 60,0 44,9
Я на 3/4 еврей(ка) 12,5 2,2 2,9
Я наполовину еврей(ка) по материнской линии 27,3 12,5 13,3 40,0 17,4
Я наполовину еврей(ка) по отцовской линии 18,2 25,0 20,0 18,8
Я на четверть еврей(ка) по линии каждого из родителей 18,2 2,9
Я на четверть еврей(ка) по линии одного из родителей 9,1 37,5 4,4 8,7
У меня еще более отдаленные еврейские корни 9,1 4,4 4,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 9
Что оказало наиболее существенное влияние на формирование Вашего национального самосознания? (%)

Книги, литература 42,0
Антисемитизм 34,8
Холокост 30,4
Еврейская общественная жизнь 27,5
Отмечание праздников, знаменательных дат 23,2
Семейный архив, письма, фотографии, документы 21,7
Национальная кухня 18,8
Израиль 13,0
Музыка, песни, спектакли 13,0
Затрудняюсь ответить 8,7
Приобщение к религиозным обрядам, ритуалам 7,2
Всего 240,6