Быть инвалидом в Израиле: опыт и проблемы бывших соотечественников // Азия и африка сегодня

Опубликовано: Азия и африка 12 (701) 2015

Русский инвалид 11-12 2015

PDF: Скачать

Необходимо уточнить: кто такие люди с ограничен­ными возможностями, и что такое инвалидность? До сих пор даже в научной литературе отсутствует четкое и нейтральное определение этих феноменов. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) различа­ет impairment (потерю какого-ли- бо органа, нарушения физическо­го или ментального плана), handicap (трудности в осуществ­лении каких-либо функций или нормальной деятельности чело­века) и disability (ограничение возможностей в силу разных врожденных или приобретенных дефектов)1. Отсюда и разница в статистических данных, приводи­мых разными организациями и в разных странах. С этими опреде­лениями связаны, в свою очередь, наличие или отсутствие социаль­ных пособий, различных льгот или, напротив, ограничений в тех или иных сферах деятельности.

Речь пойдет об одной из групп израильского общества и в особенности «русского Израиля» – русскоязычных иммигрантах т.н. «большой алии» (иммиграции) 1990-х гг., а также тех, кто приехал в Израиль из стран СНГ позднее. Речь об инвалидах и их проблемах.

Люди с ограниченными возможностями здоровья составляют примерно 1/10 часть всего населения Израиля. Здесь они, как и везде по миру, имеют свои специфические особенности, потребности, коллективную и индивидуальную идентичность, особый стиль жизни, а также специфику адаптации в обществе.

ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. В ЧЕМ?

Согласно докладу ВОЗ об ин­валидности, около 15% населения в мире имеет какие-либо формы ограничений по здоровью. Из них 2-4% инвалидов испытывают зна­чительные трудности в функцио­нировании2. Причем, эта статис­тика явно неполна из-за плохого учета в развивающихся странах или как следствие вооруженных конфликтов и т.п. Как ни странно это звучит, именно успехи меди­цины и здравоохранения в разви­тых странах также способствуют росту числа инвалидов (выхажи­вание детей с сильной недоно­шенностью; лечение заболеваний, прежде считавшихся неизлечи­мыми; успехи геронтологии и т.п.). Очевидно, однако, что люди с ограниченными возможностя­ми здоровья составляют огром­ный «сегмент» человеческого об­щества, имеющий специфические особенности поведения, потреб­ности, уникальный опыт, жиз­ненные стили и многое другое, что требует изучения и анализа.

 

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, инвалидность (.disability) есть следствие дефек­тов, являющихся физиологичес­кими или функциональными от­клонениями, возникшими в ре­зультате заболевания, несчастно­го случая и др.3 Государство Из­раиль подписало Конвенцию ООН в 2007 г. и ратифицировало ее в 2012 г.

В Израиле, как и во многих странах Запада, различают огра­ниченные возможности и инва­лидность. Так, людей с ограни­ченными возможностями (ана- шим им мугабалут) в 2013 г. здесь насчитывалось 1 млн 360 тыс. че­ловек. Из них людей трудоспо­собного возраста (т.е. в возрасте от 18 до 67 лет) было, по разным оценкам, от 800 тыс. до 1 млн че­ловек.

Инвалидов же (нахим) – около 600 тыс. человек (примерно 10% населения), из которых 220 тыс. человек4 трудоспособного возра­ста – примерно 5% трудоспособ­ного населения страны.

При этом «ограничения воз­можностей» определяются как «проблемы со здоровьем, влияю­щие на повседневную актив­ность» людей. А инвалидность – как следствие проблем здоровья, серьезно влияющих на их повсед­невную жизнь.

Пенсии по инвалидности в Израиле назначают людям, у ко­торых способность работать со­кращена до 50% (из-за ограни­ченных возможностей здоровья), а также домохозяйкам, у которых возможность функционирования в домохозяйстве сокращена до 50%. Уровень этой работоспособ­ности или функционирования определяется в Битуах Леуми (институт национального страхо­вания в Израиле)5.

Согласно данным, приводи­мым Центром изучения инвалид­ности в Институте Брукдейл {Disability Research Center, Myers – JDC – Brookdale Institute), в начале 2010-х гг. среди людей с ограни­ченными возможностями трудо­способного возраста (18-65 лет) 17,8% составляли люди с наруше­нием физиологических функций; почти 10% – люди с сенсорными нарушениями (4,2% – незрячие и слабовидящие; 3,7% – глухие и слабослышащие); у 2,1% инва­лидность наступила в результате хронических заболеваний. Около 16% инвалидов работоспособного возраста – это люди с психически­ми и умственными заболевания­ми. У остальных (около 47%) имеется т.н. множественная инва­лидность – следствие сочетания нескольких названных выше на­рушений (наиболее распростра­нено сочетание нарушений физи­ологических функций и психиче­ских заболеваний – 14%)6.

Ту или иную инвалидность имеют около 220 тыс. детей от 0 до 18 лет (8,5%). Причем, почти у половины из них – нарушения возможностей обучения (learning disabilities) и поведенческие рас­стройства7.

Процент людей с ограничен­ными возможностями в различ­ных «секторах» Государства Из­раиль несколько варьируется: в «еврейском секторе» он немного ниже, чем в «арабском»: 21% и 24%, соответственно. А вот инва­лидов (нахим) в «арабском секто­ре» почти в два раза больше, чем в «еврейском» (8,8% и 4,5%, соот­ветственно)8. В последние годы в стране растет доля людей с пси­хическими и умственными забо­леваниями, особенно среди ульт- раортодоксальных евреев (харе- дим) и в «бедуинском секторе». Это можно объяснить как успеха­ми медицины (ранним и более полным выявлением подобных заболеваний), так и распростра­нением именно в названных «сек­торах» близкородственных бра­ков.

Доля людей с ограниченными возможностями увеличивается с возрастом (что вполне естествен­но): от 12% в возрастной группе 18-25 лет до почти 50% в возраст­ной группе старше 64 лет. Кроме того, около 80% всех израильтян с ограниченными возможностя­ми получили инвалидность во взрослом возрасте, между 18 и 65 годами9 (такой вид инвалидности обозначается как sudden disability – англ.). Это несколько ниже среднемирового уровня: согласно данным ВОЗ, доля таких людей в мире составляет около 85% всех людей с ограниченными возмож­ностями (примерно 15% – это ин­валиды детства).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Помимо обычных причин ин- валидизации населения в Израи­ле (заболевания, производствен­ные и бытовые травмы), этому способствуют военные действия и террористические атаки. Поэто­му реабилитации и адаптации – социальной, профессиональной, культурной и бытовой – людей с ограниченными возможностями в этой стране уделяется большое внимание. Израиль считается од­ной из стран, благоприятных для жизни инвалидов.

Израиль был одной из тех стран, где в 1970-е гг. разверну­лась борьба инвалидов за свои права, начавшаяся в США с кон­ца 1960-х гг. Уже в 1972 г. Кнессе­том была внесена поправка в За­кон о проектировании строитель­ства, в которой оговаривалась не­обходимость удобного для инва­лидов доступа в общественные учреждения. Но основные пере­мены в положении инвалидов произошли в конце 1990-х и в 2000-е гг.

Вот лишь некоторые измене­ния в законодательстве страны. В 1998 г. был принят Закон о равен­стве прав, в котором определены требования для достижения ра­венства прав людей с теми или иными ограничениями здоровья. Закон обязывает муниципалите­ты оборудовать все обществен­ные здания и пространства (суды, учебные и лечебные учреждения, кинотеатры, рестораны, парки, отели и т.п.) таким образом, что­бы они были доступны всем без исключения категориям людей с ограниченными возможностя­ми10. Иными словами, должны учитываться потребности не только людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (оборудование зданий специаль­ными лифтами и пандусами), как это обычно представляют в России (и что в последнее время стали делать в некоторых местах в Москве), но также потребности незрячих, слабовидящих, глу­хих, слабослышащих и ряда дру­гих категорий. Скажем, для не­зрячих во многих общественных местах (остановки транспорта, банкоматы, лифты и пр.) пред­назначены табло с надписями по системе Брайля (выпукло-точеч­ный шрифт); для глухих и слабо­слышащих во многих учреждени­ях и общественном транспорте – правда, не везде – предусмотрены световые табло или «бегущая» светящаяся строка.

В 2000-е гг. было также приня­то множество законов и подза­конных актов относительно тру­доустройства инвалидов (в г.ч. людей с умственными и психиче­скими нарушениями), пособий для них, доступа к инклюзивному образованию.

В ИЗРАИЛЕ И У НАС

Это и многое другое поражает бывших советских граждан – как туристов, так и переехавших в Израиль на постоянное место жи­тельства. Особенно тех, кто при­ехал в 1990-е – 2000-е гг., а также не из Москвы (где после ратифи­кации Россией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 г. на­метились некоторые улучшения в этой области). Из бывшего СССР в Израиль приехало немало таких людей, из них зарегистрирован­ных как инвалиды (нахим) в 2013 г. было 160 тыс. человек (т.е. более четверти всех инвалидов по стране)11.

Если сравнивать положение инвалидов в Израиле и в России, то оно различается не только ко­личественно, но и качественно. Впечатление производит не то, сколько сделано в Израиле для инвалидов, а то, как и для каких групп людей с ограниченными возможностями это сделано. На­пример, в 2005 г. был принят За­кон о слабослышащих людях; он обязывает телекомпании сопро­вождать передачи субтитрами или сурдопереводом12.

Вот характерный эпизод. Во время моей командировки в Из­раиль зимой 2012 г. начались сильные ракетные обстрелы ряда городов южной и центральной ча­сти страны террористической ор­ганизацией ХАМАС. И первое, что я услышала, включив телеви­зор, это возмущение обществен­ности тем, что мэрия одного из подвергшихся обстрелу городов не позаботилась о глухих, кото­рые не могли слышать сигнала воздушной тревоги и спуститься в бомбоубежище. На следующий день этим людям раздали специ­альные устройства, улавливаю­щие звук сирен и издающие виб­росигнал.

Людей с ограниченными воз­можностями (вне зависимости от заболевания) в муниципальном жилом секторе поселяют на пер­вом этаже, вход в здание обычно оборудован пандусом. Специаль­ными лифтами, пандусами обору­дованы учебные учреждения и их территории, где обучаются сту­денты с ограниченными возмож­ностями здоровья.

В стране осуществляется так­же всесторонняя реабилитация людей с ментальными и психиче­скими расстройствами, и они по­лучают возможность доступа к высшему образованию. Иммиг­рантов из бывшего СССР особен­но поражает широкая поддержка людей с проблемами в обучении (низкая концентрация внимания, плохая память, аутизм), которая проводится в университетах стра­ны. Разнообразная помощь пре­доставляется даже в таких «труд­ных» для людей с подобными проблемами университетах, как Технион – здесь, как и в других вузах, есть специальный центр реабилитации для студентов, имеющих проблемы в обучении (,learning disability). Число инва­лидов этой категории, а также людей с умственными и психиче­скими расстройствами в послед­ние годы сильно выросло. Так, де­тей (до 18 лет) с ментальными и психическими нарушениями, приведшими к инвалидности, в настоящее время насчитывается более половины всех детей-инва- лидов13.

О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Различные законы Государст­ва Израиль призваны не только защитить права людей с ограни­ченными возможностями здоро­вья, но и сделать их жизнь полно­ценной. Однако бюджетных средств на это, как правило, не хватает, поэтому на помощь госу­дарству приходят благотвори­тельные и общественные органи­зации.

Впервые тема участия инва­лидов в разных сферах жизни об­щества была поднята в начале 1980-х гг. Ализой Бегин. Вместе с судьей в отставке Ципорой Брон она создала независимую органи­зацию (амута), объединившую около 300 добровольцев, которые стали заниматься помощью инва­лидам14. Благодаря деятельности амуты были созданы удобные ус­ловия доступа людям с ограни­ченными возможностями не только в различные здания, но и к ряду туристических досто­примечательностей, включая Стену Плача и многие другие. В 1990-е гг. для русскоязычных ин­валидов, в т.ч. для инвалидов Ве­ликой Отечественной войны, бы­ли организованы специальные экскурсии. С тех пор в Израиле возникали многочисленные аму- тот и другие организации, зани­мающиеся лоббированием прав тех или иных групп людей с огра­ниченными возможностями, в т.ч. сбором средств, привлечением волонтеров.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Основная работа по социо­культурной адаптации инвалидов ведется в реабилитационных цен­трах. Здесь большое внимание уделяется разнообразной, в т.ч. первичной – психологической и бытовой – реабилитации людей с ограниченными возможностями. Это особенно важно для тех из них, кто стал инвалидом во взрос­лом возрасте (people with sudden disability) и не получил специаль­ных навыков и подготовки в дет­стве. Поэтому в такие центры по­падают по преимуществу именно те, для кого важно получить пер­вичную реабилитацию: научить­ся ориентироваться в пространст­ве, заново двигаться, в т.ч. в инва­лидном кресле, с ходунками и т.п., обслуживать себя, выйти из состояния глубокой депрессии, понять перспективы своего тру­доустройства.

Мне довелось в конце 2012 г. побывать в таком реабилитаци­онном центре для слепых и сла­бовидящих под Хайфой. Он на­зывается «Мигдаль Ор» (башня света, маяк – иврит). Его деятель­ность направлена на реабилита­цию людей, потерявших зрение во взрослом возрасте. Среди них немало приехавших из стран СНГ. Их учат элементарным на­выкам: правильно ходить с белой тростью, наливать воду, готовить, работать со звуковыми компью­терными программами, пользо­ваться надписями, выполненны­ми по системе Брайля и пр. Это то, чего крайне мало в России.

Например, о своем опыте мне рассказала Светлана, 36 лет, при­ехавшая в Израиль из г. Клинцы (Брянская обл.). Она полностью ослепла в 26 лет в результате за­болевания, потеряла работу и, по ее словам, год просидела дома, т.к. родные боялись выпустить ее на улицу одну и стеснялись выхо­дить с ней вместе. В конце концов Светлана заявила: «Я хочу жить, а не существовать» и уехала в Из­раиль одна, потому что муж и ро­дители не захотели ехать. Там ра­бота с ней началась с бытовой ре­абилитации: к ней домой стала приходить инструктор, учившая ее как зажечь газ, налить в чашку кипяток, как обращаться с банко­матом, компьютером и пр.

«Все, что я теперь умею, – это благодаря ей. Смотрите, я спокой­но зажигаю газ, – показывает Свет­лана, – а я ведь к плите боялась по­дойти. Как налить кипяток и не обжечься, как ножом правильно пользоваться – все Вера (инструк­тор) мне показывала. Она учила, как ходить с собакой, все дальше и дальше, спокойно-спокойно. И я теперь везде сама хожу»15.

Впоследствии Светлана окон­чила Хайфский университет, вы­шла замуж за здорового человека и родила двоих детей.

О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Вместе с тем, и в Израиле лю­ди с ограниченными возможнос­тями сталкиваются с многочис­ленными проблемами. В первую очередь, это вопрос трудоустрой­ства: инвалиду трудно найти ра­боту, даже имея хорошее образо­вание и востребованную специ­альность. Официально дискри­минации при приеме этих людей на работу не существует. Но на практике работодатель не заинте­ресован в том, чтобы взять инва­лида, поскольку обязан создать ему специальные условия – обо­рудовать рабочее место, обеспе­чить его транспортом до работы и обратно и пр. В результате толь­ко 5,4% работодателей выразили готовность предоставить работу людям с ограниченными возмож­ностями. И только 50% людей с ограниченными возможностями в стране имеют работу (по срав­нению с 72% людей, не имеющих инвалидности). При этом их за­работная плата в среднем на 1400 шекелей[1] в месяц ниже, чем у здоровых людей. Неудиви­тельно, что 51% работающих ин­валидов выражает неудовлетво­рение уровнем своих доходов[2].

Многие такие люди, особенно русскоязычные, у которых про­блема усугубляется языковым ба­рьером или плохим знанием ив­рита, годами не могут найти ка- кую-либо работу, не говоря уже о работе по специальности. Об этом мне неоднократно говорили сами люди с ограниченными воз­можностями, руководители орга­низаций инвалидов, а также в ре­абилитационных центрах.

Длительное ничегонеделание ведет к утрате мотивации к труду. Если же учесть, что средний раз­мер пособия по инвалидности на декабрь 2013 г. составлял 3 900 шекелей в месяц (что ниже сред­ней зарплаты по стране, но выше, скажем, пособия по старости, со­ставлявшего тогда 2 400 шекелей в месяц), то это нередко приводит к определенному иждивенчеству. По словам Михаила, сотрудника Центра помощи незрячим и сла­бовидящим студентам в Хайф­ском университете, такие люди, «потыкавшись туда-сюда, часами сидят в Фейсбуке и других соци­альных сетях и больше ничего и не делают»[3]. То есть после ряда неудачных попыток найти работу люди перестают это делать. В Из­раиле насчитывается около 60 тыс. молодых людей с ограни­ченными возможностями в возра­сте от 23 до 26 лет, которые ни­когда не работали и не учились. Это 14% от численности всех (не только инвалидов) людей этой возрастной группы в стране[4]. И с каждым годом шансы на трудоус­тройство и успешную социализа­цию таких людей падают. Это особенно касается русскоязыч­ных иммигрантов, которым боль­ше 35 лет.

Правда, при реабилитацион­ных центрах созданы небольшие цеха или мастерские, в которых работают люди с ограниченными возможностями. Но выполняе­мые гам виды работы крайне од­нообразны, монотонны и очень низко оплачиваемы. Например, в упомянутом выше реабилитаци­онном центре «Мигдаль Ор» это простейшие ручные операции: протирка специальной жидкос­тью комплектующих для сотовых телефонов и т.п. Как мне поясни­ли в «Мигдаль Ор», такие мастер­ские создаются для людей, кото­рые ни к чему не стремятся. Это своего рода аналог подобных мас­терских для инвалидов, сущест­вовавших в СССР в 1930-е – 1950-е гг. (например, мастерские по изготовлению щеток, где рабо­тали инвалиды по зрению)[5].

Характерно высказывание Та­тьяны, заведующей Обществом для незрячих и слабовидящих в Хайфе: «Соединение лучшего со­ветского и лучшего израильского опыта в трудоустройстве инвали­дов могло бы дать наилучшие ре­зультаты». Татьяна имела в виду создание в т.ч. и высокодоходных предприятий, на которых в СССР работали люди с ограни­ченными возможностями; такие предприятия создавались в 1960-е – 1970-е гг., имели ряд на­логовых льгот и могли позволить себе серьезные социальные вы­платы своим сотрудникам[6].

В Израиле работающие в упо­мянутых выше местах люди (сре­ди них немало иммигрантов из бывшего СССР) нередко либо во­все не адаптированы, либо адап­тированы плохо. Кроме того, сре­ди наших бывших соотечествен­ников немало инвалидов, кото­рые совсем не взаимодействуют с центрами по реабилитации лю­дей с ограниченными возможнос­тями.

Но и среди них встречаются удивительные люди, не просто нашедшие свою «нишу» в Израи­ле, но и реализовавшие там свой творческий потенциал. Такова слабовидящая художница Рита Бекман, приехавшая в Израиль из Киева в 1992 г.: она начала за­ниматься живописью еще на Ук­раине, но стала активно выстав­ляться именно в Израиле[7]. Не­которые из постсоветских эмиг­рантов, имеющих инвалидность, посещают организации для инва­лидов, которые, в основном, вы­полняют функции досуговых центров: организуют экскурсии, лекции, встречи с интересными людьми и т.п., что некоторым из них знакомо по подобным «клу­бам» в странах исхода.

* * *

Итак, хотя русскоязычные ин­валиды попадают в Израиле в бо­лее комфортные условия, чем в странах исхода, они испытывают немалые трудности в социокуль­турной реабилитации и интегра­ции в принимающем обществе. Этому способствуют наряду с об­щими для всех израильтян труд­ностями языковой барьер, в ряде случаев социальная пассивность и негативные стереотипы относи­тельно инвалидов, бытующие в массовом сознании.

Однако, в первую очередь, эти трудности связаны с отсутствием четко ориентированной государ­ственной политики по интегра­ции таких людей.

 

[1] Курс шекеля по отношению к рублю на конец июля 2015 г. составлял 16,28 руб. за 1 новый израильский шекель – http://www.ra- tes24.ru/currency/
1           Всемирная организация здравоохране­ния – http://www.who.int/disabilities /ги/

2           Всемирный доклад об инвалидности – http://www.who.int/disabilities/world_report /2011/report/ru/

8 Конвенция ООН о правах инвалидов – http://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventions/di sability.shtml

^ Там же.

5 http://www.btl.gov.il/English%20Horne page/Benefits/Disability%20Insurance/Pages /default.aspx

® People with Disability in Israel. Myer’s – JDC – Brookdale Institute. Jerusalem, 2013. P. 7.

7           Ibid. P. 15; см. также: Students with special need in secondary education by type of disability and type of setting, 2012/13 // CBS. Statistical Abstract of Israel 2014.8.33.

8           Ibid. P. 6.

9           Ibid. P. 7. Подробнее об этом см.: Shemesh A., Nacamulli-Levi D. People with Disabilities in the Community. Ministry of Health, Department of Economy and Health Insurance, Planning Surveys and Evaluation Division. 2009. P. 31.

10          Подробнее о соответствующем зако­нодательстве см.: Ben Moshe Е., Roffman L. and Haber Y. People with Disabilities in Israel 2011. Commission on Equal Rights for People with Disabilities, Ministry of Justice, Jerusalem, 2012. P. 4; перечень основных за­конов и поправок к ним содержится также в: People with Disability in Israel… P. 5.

11          Persons registered at Social Service Departments by selected characteristics 2013 //CBS. Statistical Abstract of Israel 2014.7.12.
12                      People with Disabilities in Israel… P. 5.
[4] Students with special need in secondary

education by type of disability and type of setting, 2012/13…

Инвалиды в Израиле: закон защища­ет, общество поддерживает http://il4u.org.il/blog/about-israel/society/ invalidy-v-izraile-zakon-zashhishhaet- obshhestvo-podderzhivaet

1 ^ Полевые материалы автора (далее – ПМА), 2012.
16          Подробнее см.: People with Disabilities in Israel… P. 11.

17          ПМА, 2012.
18                      People with Disabilities in Israel… P. 14.
19          См. об этом: Бирючков М.В. История общественного движения незрячих Москвы. М., ВОС, 1990.

20          ПМА, 2012; Бирючков М.В. Указ. соч.

21          ПМА, 2012. С работами Риты Бекман можно ознакомиться – http://artnow.ru/ ru/gallery/0/3308.html