Выступление на XII Конгрессе антропологов и этнологов России

XII Конгресс антропологов и этнологов России проводился в Ижевске 3-6 июля 2017 г.. Главная тема Конгресса – «Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы». В русле главной темы обсуждаются: историографические традиции в этнологии и антропологии (социальной, культурной и физической); междисциплинарные связи антропологии и этнологии; антропологическое и этнологическое образование и просвещение; политические, социальные и культурные задачи антропологии и этнологии; мониторинг межэтнических отношений; этническая среда (интеграции и оппозиции); методы исследования этнических и культурных взаимодействий; религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России; мигранты, диаспоры, этнические меньшинства; проблемы репрезентации в субкультурах и этнических культурах; образы социальных групп, этносов и территорий; евразийская интеграция; физическая антропология.

Скачать сборник материалов в PDF

Елена эдуардовна Носенко-Штейн выступила с 2 докладами:

«Я всегда была белой вороной и синей овцой»: саморепрезентация инвалидности в автобиографиях людей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важнейших источников, позволяющих обо¬значить различные аспекты репрезентации инвалидности как социокультурного феномена, являются автобиографии. В докладе автор, опираясь на тексты автобиографического характера, стремится выявить основные этапы жизненной траектории людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современной России. Для анализа выбраны как автобиографии известных людей (И. Ясина «История болезни», Р. Гальего «Белое на черном», А. Суворов «Слепо¬глухой в мире зрячеслышащих»), так и тексты, написанные менее известными лицами («Записки слепого» А. Графова, воспоминания детской писательницы Т. Черемновой, авто-биографический текст рэп-композитора Н. Бархатовой). Ис¬пользовались также жизненные истории, собранные автором в 2014-2015 гг. Автор различает не только категории инвалидности (характер заболевания или дефекта и степень их тяжести), но и время наступления инвалидности (инвалиды детства и люди, ставшие инвалидами во взрослом возрасте).

В докладе выделяются основные проблемы, возникающие в обеих группах. Так, для инвалидов детства важнейшей проблемой является гиперопека со стороны родственников; для людей, ставших инвалидами во взрослом возрасте, основными являются проблемы психологической и социальной реабилитации, а также утраты многих прежних статусов. В обеих группах присутствует резко выраженная стигматизация инвалидности (как неполноценности, ущербности, «клейма» и т.п.), которая глубоко укоренилась в российском массовом сознании и препятствует успешной интеграции людей с ОВЗ в обществе.

Российские евреи: диаспорная группа, этническое меньшинство, традиционное сообщество?

В докладе рассматриваются проблемы еврейской диаспоры и миграций евреев из постсоветских стран. Большинство ученых считают еврейскую диаспору классической и даже парадигматической. В еврейской традиции в течение двух тысяч лет диаспора воспринималась как изгнание (галут) – коллективное наказание за коллективные грехи народа. Ситуация начала меняться в конце XVIII в., когда в Западной Европе начался процесс обретения евреями гражданских прав и они стали рассматриваться как конфессиональное меньшинство («граждане закона Моисеева»), наделенное всеми гражданскими правами. Согласно сионистской концепции кибуц галуйот (собирание изгнанных), евреи, живущие за пределами древнего национального очага, по-прежнему находятся в диаспоре. Автор подчеркивает, что в СССР в результате антирелигиозной политики евреи считались этническим меньшинством, т.е. на первый план выдвинулся принцип происхождения, закрепленный также в официальных документах. Массовая эмиграция евреев из СССР, а затем из постсоветских стран привела к резкому изменению расселения евреев в мире. Этнический принцип продолжает превалировать как в массовом сознании эмигрантов не только в Израиле, но в Германии, США, Канаде и др. Автор доказывает, что в настоящее время евреи, живущие за пределами государства Израиль, представляют собой транснациональное сообщество, объединенное тем же этническим принципом, а также многочисленными социальными, экономическими и культурными связями.